ПОПОВА Л.Г.
директор ГБУСО «Новоселицкий КЦСОН»


С января 2015 года вступит в силу новый Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и заменит собой Федеральные законы от 2 августа 1995 года  № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».


Действие Закона  распространяется на граждан, находящихся в ситуации, которая может ухудшить или уже ухудшает условия жизнедеятельности, а значит, и качество жизни. Причем возникает она не по воле самого человека. Это, например, полная или частичная утрата им способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Если в семье есть инвалид или инвалиды, в том числе ребенок-инвалид или дети-инвалиды, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, а также ребенок или дети (в том числе находящиеся под опекой или попечительством), испытывающие трудности в социальной адаптации, и при этом у родителей или опекунов нет возможности обеспечивать уход за ними, то человек может считаться нуждающимся в социальных услугах.  Кроме того, отсутствие у граждан, в том числе не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенного места жительства, работы и средств к существованию, также является причиной получения им социальных услуг.

Законом вводятся понятия: «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании»; понятие «стандарт социальных услуг» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальных услуг), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности граждан в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, определяется индивидуальная потребность в социальных услугах и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг.  Программа будет составляться и пересматриваться исходя из потребностей человека в социальных услугах, но в любом случае корректировка должна происходить не реже одного раза в три года.

Так же Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе. Социальные услуги предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов и межнациональных (межэтнических) столкновений. Граждане могут рассчитывать на бесплатные социальные услуги в случае, если их доход на момент обращения ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода. Она рассчитывается исходя из размера прожиточного минимума. Краевым законодательством предлагается установить размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно равным полуторной величине прожиточного минимума. Например, на сегодняшний день для пенсионеров он составляет 5515 рублей. Умножаем на 1,5, получаем 8272,5 рублей. Это и есть предельная величина прожиточного минимума. Это означает, что если пенсия пожилого человека составляет 8272,5 рублей или ниже, то он будет получать социальные услуги на бесплатной основе. Подчеркну, что в январе 2015 года она будет иной, поскольку величина прожиточного минимума изменяется каждый квартал.

В Законе содержатся нормы в сфере профилактики нуждаемости в социальном обслуживании, в целях которой закон позволяет прийти в абсолютно любую семью без какого-либо повода или сигнала с целью проведения проверки причин, которые могут привести к возникновению нуждаемости в социальных услугах.

В качестве самостоятельного вида социальных услуг определены срочные социальные услуги, предоставляемые без составления индивидуальной программы  и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.  Для получения срочной помощи гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, необходимо написать заявление, в котором должна быть указана причина обращения. Помимо заявления основанием для оказания помощи являются сведения, полученные специалистами от медицинских, образовательных или иных организаций социального обслуживания, о лицах, нуждающихся в предоставлении услуг. В качестве документа, подтверждающего получение помощи, составляется акт о предоставлении срочных социальных услуг. Он обязательно должен быть подписан заявителем.

Правовой анализ Закона показал: в сфере социального обслуживания сделан упор на профилактику и индивидуальный подход. В Законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а так же состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это – наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Основанием для предоставления социального обслуживания может быть как заявление самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании. Вводится социальное сопровождение, то есть содействие в получении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Закрепляется принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости. В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги.

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг, предусмотрено введение реестра поставщиков и реестра получателей. Водится общественный контроль в сфере социального обслуживания.

Человек, находящийся на социальном обслуживании, и сейчас и в будущем сможет узнать информацию и о видах услуг, которые ему могут быть предоставлены, и о сроках, порядке и условиях их получения. Кроме того, не являются тайной и сведения о тарифах на услуги и о возможности получения бесплатного обслуживания. Важно и то, что гражданин имеет право выбирать поставщика социальных услуг и получать о нем информацию.

Закон вступает  в действие совсем скоро. Мы должны быть готовы действовать в новых условиях.